В этой статье мы разберёмся, какими личностными качествами должен обладать директор по маркетингу или CMO (chief marketing officer). Перечислим обязанности и требования, которые предъявляются к нему — человеку, отвечающему за успех всей компании на рынке!
Маркетинг еще называют «солью» бизнеса. Подумайте о многочисленных товарах, услугах, новых брендах, которые рекламируются и предлагаются потребителю в условиях жёсткой рыночной конкуренции.
Одно дело создать хороший продукт, а совсем другое — донести его правильно и эффективно до целевой аудитории. Необходимо подчеркнуть превосходство товара на фоне продуктов конкурентов, сделать его востребованным для потенциального клиента. Это стратегическая задача сильного управленца.
Искусство создания ценности товара — есть искусство маркетинга, от которого на 85% зависит успех компании. Дэвид Скотт (David Scott) — известный американский эксперт в области интернет-маркетинга сказал: «Маркетинг существует не для получения наград, а для построения выигрышного бизнеса».
Например, известная зубная щётка Ora Brash не была популярна, несмотря на рекламные затраты, которые составляли 40.000 $. Но всё изменилось после одного видео на YouTube, которое по заказу компании было создано местным студентом. Видео привлекло внимание более 18.000.000-ти миллионной интернет-аудитории и гипермаркетов, заказавших товар на свои полки. Пример креативного мышления, изменившего в корне ситуацию компании на рынке.
Контроль за этой деятельностью входит в круг обязанностей директора по маркетингу, который отвечает за достижения, прибыль и имидж компании. Эта ответственная должность находится в подчинении генерального директора CEO (Chief Executive Officer).
Сбыт и продвижение товара напрямую связано с успешной рекламой. Для её эффективности важно понимание, постоянная аналитика, прогноз и оценка рынка, а также всей «воронки» продаж. Правильное использование влияния современных рекламных каналов на целевую аудиторию.
Директор по маркетингу — человек с энергией победителя, которого не пугают конкуренты. Наоборот, он воспринимает их вызов как игру, в которой готов сделать всё, чтобы быть первым. Он предприниматель по натуре, его результат влияет на прибыль всей организации.
Обязанности директора по маркетингу
Ответственность, которая лежит на руководителе маркетингового направления, побуждает его лично контролировать работу отделов, влияющих на успех компании на рынке. В этом и есть отличие данной должности от других в компании — эффективность продвижения товаров и услуг зависит не только от маркетингового отдела, но и от сотрудников всей компании.
Например, насколько вежливо приветствовал клиента секретарь, как сработала гарантийная служба, насколько эффективно велись переговоры и преподносился продукт отделом продаж, соответствует ли заявленное качество продукта или услуги, за которое отвечает производственный отдел.
Маркетинг — это про «всех» в компании, от рядового секретаря до управленца. Все отделы и сотрудники, а не только отдел маркетинга, несут ответственность перед клиентом, отвечая за свой блок работ.
Перечислим некоторые функциональные обязанности:
- Стратегическое управление кампанией. Директор по маркетингу принимает участие в стратегических решениях, связанных с развитием, освоением новых рынков, выводом новых продуктов в продажу.
- Формирование отдела по маркетингу. Принимает участие в отборе новых кандидатов, формировании должностных обязанностей и KPI, а также в создании системы мотивации для сотрудников.
- Обучение сотрудников. Директор по маркетингу, как носитель знаний, принимает участие в обучении своих подчиненных и передаёт наиболее эффективные подходы по развитию маркетинга компании.
- Операционный контроль выполнения задач. Выстраивает систему постановки и выполнения задач в компании для всей команды и отдельно для каждого сотрудника.
- Управление инструментами. Директор по маркетингу контролирует инструменты и рекламные каналы, которые используют его сотрудники для работы и при необходимости вносит корректировки.
- Оцифровка показателей бизнеса. Отслеживает и управляет ключевыми показателями, связанными с маркетингом, в своём подразделении и компании.
- Составляет медиа-план и бюджет. Директор по маркетингу формирует медиа-план и рассчитывает бюджет, необходимый для продвижения по установленным в медиа-плане рекламным каналам.
- Управляет PR через свой личный бренд. Участвует в мероприятиях, даёт интервью, выступает на отраслевых конференциях с целью продвижения бренда и продуктов своей компании.
- Генерация идей. Директор по маркетингу разрабатывает и внедряет новые идеи для производимого компанией продукта на основе маркетинговых исследований целевых аудиторий.
- Управляет сквозной аналитикой. Сквозная аналитика необходима для понимания эффективности вложенных средств в рекламу и возврата инвестиций для бизнеса. Ключевым показателем эффективности работы директора по маркетингу является показатель ROMI (return on marketing investment).
Таким образом, на руководителя отдела маркетинга возлагается экономическая и стратегическая ответственность. Ведь от результатов продаж, которые произошли в результате маркетингового продвижения, зависит прибыль и будущее компании. Его обязанности включают в себя контроль результатов продаж.
В чем должен разбираться руководитель отдела маркетинга
Сегодня рынок маркетинга кардинальным образом отличается от того, что было 10-20 лет назад. Высокие скорости, множество различных технологий и инструментов предъявляют серьезные требования к руководителю отдела маркетинга в компании. В каких направлениях должен разбираться современный CMO (Chief Marketing Officer):
- Анализ целевой аудитории, сегментация целевых аудиторий.
- Разработка позиционирования компании.
- Разработка ценностного предложения.
- Маркетинговый анализ сегментов рынка.
- Особенности вывода новых продуктов на рынок.
- CRM-маркетинг, управление коммуникациями по этапам воронки продаж.
- Построение пути клиента (Customer Journey Map).
- Особенности построения бренда компании.
- Юнит-экономика, связь продаж с маркетинговыми активностями.
- Углубленный анализ конкурентов и их решений.
- Проведение интервью и фокус-групп с потенциальными клиентами.
- Проведение А-Б тестирования сайтов и лендингов.
- Подготовка медиа-планов.
- ATL и BTL реклама.
- Способы оценки эффективности рекламы.
- Построение систем мотивации для специалистов.
- Построение финансовой модели.
- Сквозная аналитика.
- Понимание айдентики и построение визуального образа бренда.
- Построение систем лидогенерации.
- Проведение креативного мозгового штурма.
- Контент-маркетинг, производство качественного контента.
- Принципы SMM-маркетинга и коммуникации с целевой аудиторией в социальных сетях.
- Управление ассортиментом продукции и услуг.
Личностные качества директора по маркетингу
Бизнес — это деньги, а их нужно уметь хорошо считать. Чтобы выполнять свои обязанности такому специалисту необходимо иметь высшее бизнес-образование, как правило, связанное с маркетингом и PR.
Какие личностные качества должны быть у сильного руководителя отдела маркетинга:
- быть целеустремлённым, амбициозным и ориентироваться на результат;
- обладать авторитетностью, организаторскими способностями;
- иметь аналитический склад ума и быть многозадачным;
- уметь работать автономно, а также в команде;
- обладать способностью к мотивации других;
- быть стрессоустойчивым, решительным и дальновидным стратегом;
- иметь опыт ведения переговоров на высшем уровне;
- обладать высокой степенью личной организованности для управления проектами;
- конечно же владеть английским языком, чтобы черпать новые идеи зарубежом.
А что по зарплатам? В среднем зарплата Директора по маркетингу в России составляет от 80.000 до 500.000 рублей, плюс процент от успешных продаж. Ниже пример свежих данных из Head Hunter.
Главная задача такого управленца — генерировать идеи, мыслить вне рамок и шаблонов, видеть перспективы развития бизнеса и компании, вовремя реагировать на изменения рыночной среды, вовремя инициировать проекты, поддерживать запуск новой продукции и товарных линеек, завоёвывать новые рынки.
На наш взгляд, должность директора по маркетингу имеет ключевое значение для компании, ведь именно от него зависит направление бизнеса. Его лучший друг — это руководитель отдела продаж, который вовремя подхватывает идеи и помогает осуществлять планы по продажам, захвату рынка.